Курс: Административно-правовое регулирование в сфере экономики, в социально-культурной и административно-политической сферах - Организационно-правовая система государственного управления финансами и кредитом

 

Организационно-правовая система государственного управления финансами и кредитом

К ведению Российской Федерации относятся: финансовое, валютное и кредитное регулирование; денежная эмиссия; основы ценовой политики; федеральные банки; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы (ст. 71 Конституции РФ).

В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится установление общих принципов налогообложения и сборов в стране (ст. 72 Конституции).

Установлено также, что на территории РФ не допускается установление каких-либо препятствий для перемещения финансовых средств, что денежной единицей является рубль, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральными законами; федеральные законы определяют также порядок выпуска государственных займов (ст. 74-75 Конституции).

Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ей отчет об его исполнении; обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики (ст. 114 Конституции). Правительство также обеспечивает совершенствование бюджетной системы, регулирует рынок ценных бумаг, руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях РФ с иностранными государствами, устанавливает для предприятий порядок уплаты налогов, а также перечень предприятий и производств для льготного налогообложения, разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы проекты федеральных законов по вопросам федеральных налогов и сборов, основ ценовой политики, федеральных банков.

Финансовая политика Правительства направлена на устранение главных причин инфляции, нейтрализацию ее разрушительного влияния на экономику и благосостояние людей. Для этого предусматривается прямое государственное регулирование, включающее: сокращение и ликвидацию дефицитного бюджета, ужесточение контроля за его исполнением и ликвидацией государственного долга, сокращение объемов субсидий и дотаций, пересмотр налоговых льгот и др.

Основной объем управленческих функций в области финансов приходится на долю Министерства финансов РФ и входящих в его систему органов. Существенная роль принадлежит также Центральному банку России. Функционирует и специализированная система органов государственной налоговой службы.

Финансовая деятельность государства – это особый вид деятельности государственной власти, содержанием которой является непосредственная организация выполнения задач пополнения государственных фондов денежными средствами, справедливого их распределения и законного использования. Распределение государственных средств осуществляется методами финансирования и кредитования. Финансирование – это безвозвратное, безвозмездное выделение денежных средств (в основном, государственным организациям); кредитование – это возвратное, возмездное, срочное предоставление денежных средств как государственным, так и негосударственным организациям.

Основными разновидностями финансовой деятельности государства являются:

-     бюджетная (образование и расходование денежных средств для обеспечения функций государства);

-     налоговая (налоговый учет, налоговый контроль и государственное принуждение в случаях нарушения налогового законодательства);

-     кредитная (регулирование денежно-кредитных отношений, в том числе в процессе банковской деятельности);

-     страховая (формирование денежных фондов, предназначенных для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий – страховых случаев – за счет взносов, уплачиваемых страхователями, или за счет бюджета);

-     валютная (регулирование валютных операций, поддержание национальной валюты, формирование валютных резервов страны, валютный контроль);

-     организация денежного обращения и расчетов (защита и обеспечение устойчивости рубля, денежная эмиссия, организация производства, хранения, инкассации наличных денег).

Как уже было сказано, бюджет – это форма образования, распределения и расходования централизованного фонда денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для выполнения основных финансовых задач государственных и муниципальных образований и выполнения функций соответствующих органов власти. Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты являются самостоятельными, что обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и расходования. Бюджет должен быть реальным и выполнимым, в нем на основе точной оценки возможностей экономики и государства отражаются приоритеты экономической и социальной политики.

Бюджетная политика – ключевое звено экономической политики государства. От качества федерального бюджета, заложенных в него параметров зависят уровень социальной защиты граждан, инвестиционные возможности государства, степень влияния России на международной арене и даже предпринимательская активность граждан. Приоритетные направления расходов, меры в области налоговой политики и межбюджетных отношений обозначаются в бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию и Правительству РФ на очередной год.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и финансирования бюджетной системы, правовой статус субъектов бюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в стране, бюджетные полномочия органов государственной власти и местного самоуправления и др.

Бюджетный процесс включает в себя деятельность различных государственных органов. Бюджетным законодательством установлено следующее распределение компетенции между органами власти по стадиям бюджетного процесса: составление и исполнение бюджета отнесено к полномочиям органов исполнительной власти, а рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением – к функции органов законодательной (представительной) власти. Бюджет утверждается в форме закона (на уровне федеральном и субъектов РФ) или решения органа местного самоуправления. Органы исполнительной власти общей компетенции (Правительство РФ, правительства республик, администрации краев, областей и т.п.) несут ответственность за представление органам представительной власти проекта бюджета соответствующего уровня и осуществляют общее руководство его составлением, с учетом мнений других органов исполнительной власти. Непосредственное составление проекта бюджета возложено на финансовые органы (Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления и департаменты других субъектов РФ). Уточненный проект бюджета вносится Правительством от своего имени в орган представительной власти, который рассматривает и принимает бюджет в порядке законодательного процесса. Законопроект о федеральном бюджете принимается Государственной Думой, одобряется Советом Федерации и направляется на подпись Президенту РФ. Исполнение бюджетов обеспечивается Правительством РФ, высшим исполнительным органом субъекта РФ, местной администрацией. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов осуществляется Федеральным казначейством. Важное значение в исполнении бюджета принадлежит бюджетному учету, который представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления. Контроль за исполнением федерального бюджета осуществляется Счетной палатой РФ и единой централизованной системой органов федерального казначейства.



Индекс материала
Курс: Административно-правовое регулирование в сфере экономики, в социально-культурной и административно-политической сферах
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Необходимость и характер государственного управления
Государственное регулирование как функция управления
Понятие и цели административно-правовой организации управления
Правовые основы организации управления
Межотраслевые и отраслевые начала в управлении
Антимонопольное регулирование
Организационно-правовая система управления промышленностью и энергетикой
Органы государственного управления промышленностью и энергетикой
Предприятия и объединения в промышленности и энергетике
Организационно-правовая система государственного управления сельским хозяйством
Органы государственного управления сельским хозяйством
Предприятия и организации в сельском хозяйстве
Организационно-правовая система государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
Органы государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
Организационно-правовая система государственного управления транспортом
Органы государственного управления транспортно-дорожным комплексом
Организационно-правовая система государственного управления связью
Органы государственного управления связью
Организационно-правовая система государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
Органы государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
Организационно-правовая система государственного управления финансами и кредитом
Органы государственного управления финансами
Организация банковского дела
Организация налогового дела
Организационно-правовые основы государственного управления в области внешнеэкономических связей
Органы государственного управления в области внешнеэкономических связей
Организация таможенного дела
Основы организации управления образованием и наукой
Органы государственного управления образованием и наукой
Образовательные учреждения. Научные учреждения и сообщества
Основы организации управления здравоохранением и социальным развитием
Органы государственного управления здравоохранением и социальным развитием
Учреждения здравоохранения
Основы организации управления культурой
Органы государственного управления культурой
Основы организации управления обороной
Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
Военная служба
Основы организации управления безопасностью
Государственная граница и ее охрана
Правовые режимы чрезвычайного и военного положения
Государственный пожарный надзор
Основы организации управления внутренними делами
Милиция
Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
Паспортная система
Основы организации управления иностранными делами
Органы Министерства иностранных дел Российской Федерации за рубежом
Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
Основы организации управления юстицией
Организация нотариальной службы и адвокатуры
Приложение 1 Обязанности и права милиции
Все страницы