Курс: Административно-правовое регулирование в сфере экономики, в социально-культурной и административно-политической сферах - Органы государственного управления здравоохранением и социальным развитием

 

Органы государственного управления здравоохранением и социальным развитием

Система органов исполнительной власти и основы их компетенции в области здравоохранения определены Конституцией РФ, Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан 1991 г., Указами Президента РФ, Положениями об этих органах, утвержденными Постановлениями Правительства РФ.

Федеральные органы государственного управления здравоохранением работают в тесном сотрудничестве со Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) и участвуют во многих ее программах.

Общее руководство здравоохранением осуществляет Президент РФ и Правительство РФ.

Президент РФ, определяя в соответствии с Конституцией РФ основные направления внутренней политики государства, издает указы, которыми, в частности, регулируются общественные отношения в области здравоохранения, социальной политики, социальной защиты граждан.

Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации государственной политики в области здравоохранения. Оно утверждает и финансирует федеральные программы по развитию здравоохранения; в пределах, предусмотренных законодательством, координирует в области охраны здоровья граждан деятельность органов государственного здравоохранения, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности. Оно обеспечивает проведение в России единой государственной социальной политики, поддержку наименее социально защищенных групп населения, реализацию трудовых прав и социальных гарантий граждан; разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы; принимает меры по обеспечению социальной защищенности граждан; совершенствует систему социального обеспечения; принимает меры по укреплению системы социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, другим категориям граждан (пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны, малоимущим и др.); разрабатывает и утверждает федеральные программы занятости населения, осуществляет правовое регулирование ряда вопросов этой проблемы.

В процессе проведения административной реформы (2003-2005 гг.) произошло укрупнение отраслей (сфер) государственного управления за счет объединения полномочий по управлению смежными, родственными отраслями социальной сферы и передачи этих полномочий единому органу исполнительной власти, образованному путем слияния ранее действовавших. Со здравоохранением тесно связаны социальное обслуживание незащищенных групп населения и их социальная защита, а также другие виды деятельности в социальной сфере.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, в сферу деятельности которого входит непосредственное руководство здравоохранением, социальным развитием, физической культурой и спортом, туризмом, защитой прав потребителей, демографической политикой в стране и другими важнейшими вопросами социальной сферы. Оно действует на основе Положения о нем, утвержденного Правительством РФ 30 июня 2004 г. Осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, включая вопросы организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, санитарно-эпидемиологического благополучия, медико-биологической оценки воздействия на организм человека опасных факторов физической и химической природы, курортного дела. Также Министерство осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального развития, труда, защиты прав потребителей, включая вопросы уровня жизни и доходов населения, демографической политики, оплаты труда, пенсионного обеспечения, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, социальной защиты населения, семьи, женщин и детей.

Министерство координирует и контролирует деятельность подведомственных ему Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральной службы по труду и занятости, Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, Федерального медико-биологического агентства, Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи, а также деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Акты Министерства весьма разнообразны по своей тематике. Министерство утверждает квалификационные требования к работникам; перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источниками повышенной опасности. Оно принимает акты об оказании первичной медико-санитарной, а также скорой медицинской помощи, по вопросам, связанным с обращением лекарственных средств; о порядке фармацевтической деятельности, о диагностике заболеваний, оказании специализированной медицинской помощи, профилактических прививках, обязательных медицинских осмотрах определенных категорий лиц, донорстве, трансплантации органов и тканей и др.

Реализуя свои полномочия в области труда, Министерство закрепляет квалификационные требования к работникам социальной сферы и номенклатуру специальностей; принимает Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов, служащих; определяет размеры тарифных ставок и разряды оплаты труда Единой тарифной сетки для работников бюджетной сферы, должностные оклады и другие условия оплаты труда для отдельных категорий работников бюджетных организаций, разряды оплаты труда и квалификационные требования по должностям отдельных категорий работников, занятых выполнением аварийно-спасательных и других неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

В этой области оно определяет порядок обучения и проверки знаний требований охраны труда работников организаций; принимает положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда, типовые нормы труда; разрабатывает и утверждает перечень предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве.

В области занятости населения Минздравсоцразвития России определяет порядок финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан; порядок исчисления среднего заработка для определения размеров пособий по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости. Оно определяет перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организации, в которых она может проходить.

По вопросам пенсионного обеспечения Министерство определяет порядок ведения пенсионной документации, подсчета и подтверждения стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим; закрепляет правила обращения, назначения и выплаты трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, перерасчета размера пенсии; определяет перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению и т.д.

В пределах своей компетенции Министерство координирует деятельность Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и осуществляет проверку их деятельности. Оно формирует и реализует государственную политику в области социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста, ветеранов, инвалидов во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ.

Министерство организует создание и развитие сети комплексных и специализированных государственных, муниципальных, частных и иных социальных служб, а также других учреждений социального обслуживания населения.

Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию (Росздрав) осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи, предоставление услуг в области курортного дела, организацию судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, оказание протезно-ортопедической помощи.

Положение о Росздраве, утвержденное Правительством РФ 30 июня 2004 г., возложило на него организацию направления граждан РФ на лечение за границу; деятельности государственной службы медико-социальной экспертизы, государственной службы реабилитации инвалидов, Всероссийского центра медицины катастроф, по профессиональной переподготовке, повышению квалификации медицинских, санитарно-эпидемиологических и фармацевтических работников, работников курортного дела. Оно также организует деятельность по установлению причинной связи заболевания, инвалидности или смерти с воздействием радиации; по установлению связи заболевания с профессией и т.д.

Росздрав также осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере социального развития, реабилитации инвалидов, организации предоставления социальных гарантий, установленных законодательством для социально незащищенных категорий граждан, социального обслуживания населения. В компетенцию Росздрава входит организация профессиональной переподготовки, повышения квалификации работников социальной сферы; по возмещению вреда, причиненного здоровью граждан, пострадавших от радиационных аварий и катастроф. В процессе своей деятельности оно осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности по вопросам международной гуманитарной помощи и т.д.

Функции государственного контроля и надзора в сфере здравоохранения возложены на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Служба действует на основе Положения о ней, утвержденного Правительством РФ 30 июня 2004 г. В статусе уполномоченного федерального органа исполнительной власти Служба осуществляет контроль и надзор за исполнением обязательных требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, включая государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства и санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу РФ.

Контрольно-надзорные функции она реализует также в процессе осуществления лицензионной и регистрационной деятельности. На нее возложены: выдача лицензий на осуществление деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний; регистрация отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека; отдельных видов продукции, в том числе пищевых продуктов, впервые ввозимых на территорию РФ. В ее полномочия входит выявление причин и условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний. Она должна информировать органы государственной власти, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

На Роспотребнадзор возложена организация деятельности системы государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ. Данная служба сформирована и функционирует в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Положением о государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ, утвержденным Правительством РФ 24 июля 2000 г., а также другими нормативно-правовыми актами. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба представляет собой единую федеральную централизованную систему органов и учреждений. Ее образуют Федеральный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах РФ, на водном и воздушном транспорте в регионах, городах, районах, межрайонные, на водном и воздушном транспорте в субъектах РФ, зональные на водном и воздушном транспорте, в районах (округах) городов; центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, иные структурные подразделения Минобороны России, ФСБ России и др.; государственные научно-исследовательские и иные учреждения санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля, государственные унитарные предприятия по производству медицинских иммунобиологических препаратов, а также предприятия дезинфекционного профиля.

Должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, являются: руководитель Роспотребнадзора – главный государственный санитарный врач РФ; заместитель главного государственного санитарного врача РФ по своим функциональным обязанностям – Главный врач Федерального центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора; главные врачи центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах РФ, на водном и воздушном транспорте в регионе – главные государственные санитарные врачи по субъектам РФ, на водном и воздушном транспорте в регионах, городах, районах и др.

Перечень основных функций Государственной санитарно-эпидемиологической службы приведен в Положении о ней. Они не сводятся только к государственному санитарно-эпидемиологическому надзору за соблюдением санитарного законодательства, являющемуся лишь одним из направлений ее деятельности.

Данная служба занимается, прежде всего, вопросами обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Она участвует в формировании направлений государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в разработке и реализации федеральных и региональных целевых программ в этой области; проводит санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, испытания, научные исследования в области санитарно-эпидемиологического благополучия. Одной из важнейших функций службы является разработка и утверждение в установленном порядке санитарных правил, норм и гигиенических нормативов как составной части основ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Они обязательны для выполнения на всей территории страны всеми государственными органами, государственными и негосударственными организациями, их должностными лицами и гражданами. Это санитарные правила, устанавливающие гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения; санитарные нормы, устанавливающие оптимальные и предельно допустимые уровни влияния комплекса факторов среды обитания человека на его организм; гигиенические нормативы, устанавливающие гигиенические и эпидемиологические критерии безопасности и безвредности отдельных факторов среды обитания человека для его здоровья.

Одним из важнейших направлений деятельности службы является государственный санитарно-эпидемиологический надзор, под которым понимается деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания. В содержание государственного санитарного надзора входят наблюдение, оценка и прогнозирование здоровья населения в связи с состоянием среды его обитания; контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор за санитарно-эпидемиологической обстановкой; выявление причин и условий инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний; санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу РФ; проведение санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на выявление причин и условий возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений); соблюдение санитарного законодательства организациями и гражданами.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает также государственный учет инфекционных, профессиональных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений населения в связи с неблагоприятным влиянием на здоровье человека факторов среды его обитания, а также ведение санитарной статистики.

Контрольно-надзорные функции службы подразделяются на две группы, связанные с осуществлением:

-     предварительного контроля, например, при размещении объектов промышленности; выборе водоисточников, используемых для централизованного и децентрализованного водоснабжения, и др.;

-     надзора за соблюдением санитарного законодательства РФ.

В этом плане служба осуществляет наблюдение, оценку и прогнозирование состояния здоровья населения в связи с состоянием среды обитания человека; проверяет выполнение гигиенических и противоэпидемических мероприятий, санитарных правил, норм и гигиенических нормативов при эксплуатации предприятий, учреждений и организаций, зданий, помещений, сооружений, оборудования и транспортных средств и т.д. Разумеется, что контроль и надзор – это двуединая функция службы, поскольку они органично взаимосвязаны и взаимопроникают, что находит свое отражение в нормативных актах и особенно в практическом их осуществлении. Тем не менее на различия между предварительным контролем и надзором указывают юридически значимые действия (решения), принимаемые по их результатам. При контроле они обычно заключаются в даче согласия на то или иное решение вопроса либо заключения по его проекту и т.п. Выявленные же в порядке надзора нарушения могут повлечь применение, в частности, мер административного принуждения.

Для эффективного выполнения задач, возложенных на органы и учреждения указанной службы, должностные лица наделены широкими полномочиями, которые можно подразделить на следующие группы:

а) полномочия, обеспечивающие необходимые условия для осуществления надзора: беспрепятственно посещать и обследовать поднадзорные объекты; получать от организаций и граждан сведения и документы, необходимые для выполнения возложенных на них задач; изымать образцы (пробы) материалов, веществ, изделий, пищевых продуктов, воздуха, воды и почвы для лабораторных исследований и проведения гигиенической экспертизы;

б) полномочия по предупреждению нарушений санитарных правил организациями и гражданами: требовать проведения гигиенических и противоэпидемических мероприятий; выявлять и устранять причины и условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и др.;

в) полномочия по пресечению нарушений санитарного законодательства. К ним относятся: приостановление либо прекращение работ по проектированию и строительству, а также введению в эксплуатацию законченных объектов, эксплуатации действующих предприятий, организаций, транспортных средств и других объектов; временное отстранение от работы граждан, являющихся носителями возбудителей инфекционных болезней и могущих быть источниками их распространения в связи с особенностями выполняемой работы; обязательная госпитализация инфекционных больных; проведение профилактических прививок населению или отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям;

г) полномочия по применению административных наказаний к лицам, виновным в нарушении санитарных правил.

Роспотребнадзор также является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка. Согласно Положению о ней, она осуществляет государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; правил продажи отдельных видов товаров, выполнения работ, оказания услуг. Ее контрольные функции реализуются в процессе регистрации впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготовленных на их основе препаратов, потенциально опасных для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, продуктов, представляющих потенциальную опасность для человека, в том числе впервые ввозимых на территорию РФ; лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате радиационных катастроф и инцидентов.

В пределах своей компетенции она осуществляет проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров.

Отдельными полномочиями по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия обладает Федеральное медико-биологическое агентство, Положение о котором утверждено Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. На него возложены функции по организации и осуществлению государственного санитарно-эпидемиологического надзора в отдельных отраслях промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях, а также мер, направленных на выявление особо опасных факторов физической, биологической и химической природы и устранение их влияния; оказанию государственных услуг в сфере медико-санитарного обеспечения и санитарно-эпидемиологического благополучия по вопросам своей компетенции и т.д.

Функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор), Положение о которой утверждено Правительством РФ 30 июня 2004 г. В соответствии с данным Положением Служба осуществляет надзор за фармацевтической деятельностью; соблюдением государственных стандартов, технических условий на продукцию медицинского назначения. Она осуществляет контроль за порядком установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; порядком организации и осуществления медико-социальной экспертизы, а также за осуществлением судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз.

Ее контрольные функции осуществляются по вопросам производства, изготовления, качества, эффективности, безопасности, оборота и порядка использования лекарственных средств, а также оборота и порядка использования изделий медицинского назначения; соблюдения стандартов качества медицинской помощи. Контрольно-надзорные функции реализуются в процессе выдачи ею лицензий на осуществление медицинской, фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинской техники; разрешений на применение новых медицинских технологий; проведение клинических исследований лекарственных средств; на ввоз в РФ и вывоз из нее лекарственных средств; регистрации лекарственных средств и изделий медицинского характера.

Служба осуществляет проверку деятельности организаций здравоохранения, аптечных учреждений, организаций оптовой торговли лекарственными средствами, других организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения.

Одним из направлений деятельности Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития является осуществление функций по контролю и надзору в сфере социального развития. На Службу возложен контроль и надзор за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания различных категорий граждан; регистрация предельных отпускных цен на жизненно важные и необходимые лекарственные средства; проверка деятельности организаций, осуществляющих социальную защиту населения, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере социальной защиты населения, и т.д.

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) выполняет важные функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, а также по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров. В своей деятельности Роструд руководствуется Федеральным законом от 17 июля 1999 г. "Об основах охраны труда в Российской Федерации", Трудовым кодексом РФ, Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. "О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства о труде и охране труда", Федеральным законом "О занятости населения Российской Федерации", другими нормативными правовыми актами, а также Положением о ней, утвержденным Правительством РФ от 30 июня 2004 г.

Названное Положение закрепило за Службой довольно широкий круг функций и полномочий. Так, она осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, в которых содержатся нормы трудового права; установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве; принимает меры по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; анализирует причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике.

На нее возложена подготовка плана направления гражданина на альтернативную гражданскую службу; принятие решения о переводе гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую. Она осуществляет контроль за прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и увольнением с нее.

Значительная часть деятельности Роструда связана с вопросами занятости населения. В этом направлении деятельности она осуществляет контроль за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения; приемом на работу инвалидов и регистрацией их в качестве безработных. Она регистрирует безработных граждан и граждан в целях поиска подходящей работы, содействует им в поисках подходящей работы; информирует о положении на рынке труда; организует профессиональную ориентацию граждан, особенно молодежи, в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, профессионального обучения. В этой области Служба оказывает государственные услуги по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработным гражданам; осуществляет социальные выплаты гражданам, признанным безработными.

Роструду подведомственны государственные учреждения службы занятости. Служба занятости населения непосредственно занимается выдачей безработным пособий в установленном законом порядке; оказывает помощь гражданам в выборе подходящей работы; организует профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных граждан в учебных центрах службы занятости либо в других учебных заведениях, выплачивая им за это время стипендию. Она также оказывает помощь в профессиональной ориентации граждан, а также высвобождаемым работникам и другим категориям граждан.

Государственные учреждения службы занятости населения осуществляют регистрацию и учет безработных граждан, руководствуясь при этом Порядком регистрации безработных граждан, утвержденным Правительством РФ 22 января 1997 г.



Индекс материала
Курс: Административно-правовое регулирование в сфере экономики, в социально-культурной и административно-политической сферах
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Необходимость и характер государственного управления
Государственное регулирование как функция управления
Понятие и цели административно-правовой организации управления
Правовые основы организации управления
Межотраслевые и отраслевые начала в управлении
Антимонопольное регулирование
Организационно-правовая система управления промышленностью и энергетикой
Органы государственного управления промышленностью и энергетикой
Предприятия и объединения в промышленности и энергетике
Организационно-правовая система государственного управления сельским хозяйством
Органы государственного управления сельским хозяйством
Предприятия и организации в сельском хозяйстве
Организационно-правовая система государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
Органы государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
Организационно-правовая система государственного управления транспортом
Органы государственного управления транспортно-дорожным комплексом
Организационно-правовая система государственного управления связью
Органы государственного управления связью
Организационно-правовая система государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
Органы государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
Организационно-правовая система государственного управления финансами и кредитом
Органы государственного управления финансами
Организация банковского дела
Организация налогового дела
Организационно-правовые основы государственного управления в области внешнеэкономических связей
Органы государственного управления в области внешнеэкономических связей
Организация таможенного дела
Основы организации управления образованием и наукой
Органы государственного управления образованием и наукой
Образовательные учреждения. Научные учреждения и сообщества
Основы организации управления здравоохранением и социальным развитием
Органы государственного управления здравоохранением и социальным развитием
Учреждения здравоохранения
Основы организации управления культурой
Органы государственного управления культурой
Основы организации управления обороной
Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
Военная служба
Основы организации управления безопасностью
Государственная граница и ее охрана
Правовые режимы чрезвычайного и военного положения
Государственный пожарный надзор
Основы организации управления внутренними делами
Милиция
Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
Паспортная система
Основы организации управления иностранными делами
Органы Министерства иностранных дел Российской Федерации за рубежом
Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
Основы организации управления юстицией
Организация нотариальной службы и адвокатуры
Приложение 1 Обязанности и права милиции
Все страницы