Курс: Административно-правовое регулирование в сфере экономики, в социально-культурной и административно-политической сферах - Органы государственного управления образованием и наукой

 

Органы государственного управления образованием и наукой

В процессе проведения административной реформы (2003-2005 гг.) произошло укрупнение отраслей (сфер) государственного управления за счет объединения полномочий по управлению смежными, родственными отраслями социально-культурной жизни и передачи этих полномочий единому органу исполнительной власти, образованному путем слияния ранее действовавших. В частности, это касается отраслей образования и науки, которые очень тесно между собой связаны, например, высшее и послевузовское образование находятся на стыке государственного регулирования образования и науки.

Управление образованием и наукой осуществляют различные государственные и муниципальные органы. К органам, осуществляющим управление образованием и наукой, относятся:

а) федеральные государственные органы управления образованием: Министерство образования и науки РФ; подведомственные ему федеральные службы и федеральные агентства: Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам; Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки; Федеральное агентство по образованию; Федеральное агентство по науке и инновациям;

б) федеральные ведомственные органы управления образованием. Имеются в виду федеральные органы исполнительной власти, имеющие в своем ведении образовательные учреждения (Министерство обороны РФ, МИД РФ, МВД РФ и др.);

в) государственные органы управления образованием субъектов РФ;

г) муниципальные органы управления образованием муниципальных районов и муниципальных округов.

Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России) – федеральный орган исполнительной власти, специально созданный для управления образованием и наукой в стране. Действует на основании Положения о нем, утвержденного Правительством РФ 15 июня 2004 г. В области образования министерство обладает функциями и полномочиями по различным вопросам формирования и функционирования системы образования. Оно осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также в сфере молодежной политики, воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

На Минобрнауки России возложены координация и контроль деятельности подведомственных ему Федеральных агентств и Федеральных служб.

Министерство принимает акты, относящиеся по своей тематике к нормативно-правовому регулированию направлений, условий и официального удостоверения результатов образовательной деятельности. Оно устанавливает порядок подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; устанавливает перечень профессий (специальностей), по которым осуществляется профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях. Им утверждается федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при осуществлении образовательного процесса в образовательных учреждениях. На него возложено установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов. К его полномочиям относится утверждение форм документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, порядок их выдачи, включая подтверждение, признание и установление эквивалентности этих документов за рубежом. Ему поручено определение порядка приема всех категорий обучающихся, а также перевода обучающегося из одного учебного заведения в другое.

К ведению министерства отнесено регулирование порядка аттестации руководящих и педагогических работников государственных и муниципальных учреждений; формирования федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических кадров образовательных учреждений и работников органов управления образованием.

Также Министерство образования и науки РФ, согласно Положению о нем, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в научной, научно-технической и инновационной сфере деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, интеллектуальной собственности.

Решая возложенные на него задачи, Минобрнауки России принимает нормативные правовые акты, регулирующие и закрепляющие порядок подготовки, переподготовки и повышения квалификации научных кадров; номенклатуру должностей научных работников; порядок развития многоуровневой непрерывной системы профессиональной подготовки и повышения квалификации научных кадров, а также формирования материально-технической и экспериментальной базы науки.

Оно определяет порядок представления кандидатур для назначения на должности атташе по науке и технике, кандидатур сотрудников групп по науке и технике в представительствах РФ за рубежом; присуждения премий Президента РФ в области науки и техники; принимает положения об аспирантуре и докторантуре в научных организациях независимо от ведомственной принадлежности; проводит анализ реализации государственной политики в области науки.

Федеральное агентство по образованию (Рособразование) осуществляет функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания, молодежной политики и развития общедоступных образовательных ресурсов. Согласно Положению о нем, утвержденному Правительством РФ 17 июня 2004 г., Агентство реализует функции государственного заказчика федеральных целевых программ; организует повышение квалификации и переподготовку научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования, а также государственных научных организаций, действующих в системе высшего и послевузовского образования.

Оно размещает на конкурсной основе среди высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, государственные задания по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием; открывает аспирантуру и докторантуру в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования и научных организациях.

Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука), в соответствии с Положением о нем, утвержденным Правительством РФ 16 июня 2004 г., осуществляет функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности. В эту сферу включается деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, федеральных центров коллективного пользования научным оборудованием, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения, а также информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности.

В компетенцию Роснауки входит организация разработки прогнозов развития научной, научно-технической и инновационной сферы, рынков наукоемкой продукции и услуг, подготовки заключений по проектам федеральных целевых программ, межотраслевых и межгосударственных научно-технических программ; выдача иностранным и российским заявителям разрешения на проведение морских научных исследований во внутренних морских водах и территориальном море РФ, в ее исключительной экономической зоне и на ее континентальном шельфе и т.д.

Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) осуществляет функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков и результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот, соблюдения интересов РФ, российских физических и юридических лиц при распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе в рамках международного научно-технического сотрудничества. Положение о ней, утвержденное Правительством РФ 16 июня 2004 г., возложило на Роспатент осуществление приема заявок на объекты интеллектуальной собственности, их рассмотрение, экспертизы и выдачи патентов РФ на изобретение, промышленный образец и т.п.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки. Согласно Положению о ней, утвержденному Правительством РФ 17 июня 2004 г., данная Служба осуществляет контроль и надзор за исполнением законодательства РФ в области образования, молодежной политики; за качеством образования в образовательных учреждениях и подготовки выпускников образовательных учреждений по завершении каждого уровня образования. Указанные функции реализуются ею также в процессе лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений и их филиалов. Служба уполномочена подтверждать, признавать и устанавливать эквивалентность документов об образовании, полученных за рубежом, и выдавать соответствующие документы.

Имеющее государственную аккредитацию образовательное учреждение, независимо от его организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, не реже чем один раз в пять лет проходит аттестацию, проводимую указанной Службой.

Служба вправе направить аккредитованному образовательному учреждению рекламацию на качество образования и (или) несоответствие образования требованиям государственного образовательного стандарта. Повторная в течение двух лет рекламация автоматически влечет лишение образовательного учреждения его государственной аккредитации.

Контроль за соблюдением вузом условий образовательной деятельности, предусмотренных лицензией, обеспечивает также Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. В случае нарушения этих условий лицензия изымается. Возобновление лицензии осуществляется в том же порядке, что и ее получение.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет также контроль и надзор за исполнением законодательства в области науки, научно-технической деятельности, аттестации научных и научно-педагогических кадров; деятельностью советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), ученых (научно-технических) советов научных учреждений и организаций по вопросам присвоения ученых званий работникам научных учреждений и организаций.

В пределах своей компетенции Служба осуществляет лицензирование, аттестацию и государственную аттестацию научных организаций (в сфере послевузовского и дополнительного профессионального образования); рассматривает вопросы присвоения ученых званий профессора по специальности и профессора по кафедре, доцента по специальности и доцента по кафедре, присуждения ученых степеней доктора и кандидата наук, выдавая соответствующие аттестаты и дипломы.

В ее компетенцию входит выдача разрешения на создание диссертационных советов; подтверждение, признание и установление эквивалентности (нострификация) документов об ученых степенях и званиях, полученных за рубежом и в РФ, и выдача соответствующих документов.

Рособрнадзор осуществляет организационное и техническое обеспечение работы Высшей аттестационной комиссии, правовой статус которой закреплен в Положении о ней, утвержденном приказом Минобрнауки России от 3 июля 2006 г. Ее основными задачами являются обеспечение единой государственной политики в области аттестации научных и научно-педагогических кадров; содействие улучшению качественного состава научных и научно-педагогических кадров, повышению эффективности их подготовки и использования.

ВАК России участвует в разработке проектов актов по вопросам порядка формирования и организации работы диссертационных советов, присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий; требований к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ послевузовского профессионального образования; руководит работой диссертационных советов, заслушивает отчеты их руководителей.

На основании ходатайства соответствующего диссертационного совета ВАК России присуждает ученые степени доктора наук; принимает решения о выдаче диплома кандидата наук; присваивает по представлению соответствующего ученого (научно-технического) совета ученое звание профессора или доцента по специальности; проводит анализ защищенных диссертаций.

ВАК России дает заключения о создании, прекращении или приостановлении работы диссертационных советов, об отмене решений диссертационных советов о присуждении ученой степени кандидата наук в случае нарушения порядка защиты диссертации; о лишении ученых степеней и ученых званий и т.д.

ВАК России как государственный орган имеет специфические особенности – в силу осуществляемой им деятельности в его составе, в советах и комиссиях работают не чиновники, а ученые.

Ученые степени и ученые звания присуждаются (присваиваются) в соответствии с утвержденным Правительством РФ от 30 января 2002 г. Положением о порядке присуждения ученых степеней и от 29 марта 2002 г. Положением о порядке присвоения ученых званий.

Ученая степень доктора наук присуждается ВАКом России на основании ходатайства диссертационного совета, принятого после публичной защиты диссертации соискателем, имеющим ученую степень кандидата наук, и с учетом заключения соответствующего экспертного совета ВАКа.

Ученая степень кандидата наук присуждается диссертационным советом на основании публичной защиты диссертации соискателем, имеющим высшее или послевузовское профессиональное образование.

Ученое звание профессора по специальности, доцента по специальности (в научно-исследовательских организациях), профессора по кафедре, доцента по кафедре (в вузах) присваивается ВАКом России по представлению соответствующих ученых (научно-технических) советов этих организаций.

Нострификация – приравнивание документов о присвоении ученых званий и присуждении ученых степеней, выданных научным и научно-педагогическим работникам – гражданам России – в других государствах, с которыми Российской Федерацией заключены договоры (соглашения) о признании ученых степеней и званий и эквивалентности ученых степеней и званий. Она проводится ВАКом России в соответствии с его компетенцией по ходатайству организации, где работает соискатель, или по его заявлению с представлением необходимых документов.



Индекс материала
Курс: Административно-правовое регулирование в сфере экономики, в социально-культурной и административно-политической сферах
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Необходимость и характер государственного управления
Государственное регулирование как функция управления
Понятие и цели административно-правовой организации управления
Правовые основы организации управления
Межотраслевые и отраслевые начала в управлении
Антимонопольное регулирование
Организационно-правовая система управления промышленностью и энергетикой
Органы государственного управления промышленностью и энергетикой
Предприятия и объединения в промышленности и энергетике
Организационно-правовая система государственного управления сельским хозяйством
Органы государственного управления сельским хозяйством
Предприятия и организации в сельском хозяйстве
Организационно-правовая система государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
Органы государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
Организационно-правовая система государственного управления транспортом
Органы государственного управления транспортно-дорожным комплексом
Организационно-правовая система государственного управления связью
Органы государственного управления связью
Организационно-правовая система государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
Органы государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
Организационно-правовая система государственного управления финансами и кредитом
Органы государственного управления финансами
Организация банковского дела
Организация налогового дела
Организационно-правовые основы государственного управления в области внешнеэкономических связей
Органы государственного управления в области внешнеэкономических связей
Организация таможенного дела
Основы организации управления образованием и наукой
Органы государственного управления образованием и наукой
Образовательные учреждения. Научные учреждения и сообщества
Основы организации управления здравоохранением и социальным развитием
Органы государственного управления здравоохранением и социальным развитием
Учреждения здравоохранения
Основы организации управления культурой
Органы государственного управления культурой
Основы организации управления обороной
Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
Военная служба
Основы организации управления безопасностью
Государственная граница и ее охрана
Правовые режимы чрезвычайного и военного положения
Государственный пожарный надзор
Основы организации управления внутренними делами
Милиция
Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
Паспортная система
Основы организации управления иностранными делами
Органы Министерства иностранных дел Российской Федерации за рубежом
Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
Основы организации управления юстицией
Организация нотариальной службы и адвокатуры
Приложение 1 Обязанности и права милиции
Все страницы