Курс: Административно-правовое регулирование в сфере экономики, в социально-культурной и административно-политической сферах - Органы государственного управления финансами

 

Органы государственного управления финансами

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, В соответствии с Положением о нем, утвержденным Правительством РФ 30 июня 2004 г., Минфин России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

На Минфин России возложено определение порядка: формирования отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов бюджетной системы РФ; контроля таможенной стоимости товаров и транспортных средств совместно с Минэкономразвития России; ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности; определения цен на драгоценные металлы, изделия из них.

В пределах своей компетенции Минфин России осуществляет составление проекта федерального бюджета; составление и представление в Правительство РФ отчетности об исполнении федерального бюджета; государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных образований; организацию формирования и использования ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ.

На него возложены функции по управлению средствами Стабилизационного фонда РФ, государственным долгом РФ; по организации исполнения федерального бюджета; по государственному регулированию аудиторской деятельности; по организации государственного контроля за качеством сортировки и оценки драгоценных камней. В процессе своей деятельности Министерство издает нормативные правовые акты о порядке учета и хранения драгоценных металлов и камней, изготовленной из них продукции и др.

Оно разрабатывает и утверждает формы налоговых деклараций, расчетов по налогам; форму требования об уплате таможенных платежей, решения о взыскании в бесспорном порядке таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках; форму заявления о государственной регистрации нормативных правовых актов, содержащих условия эмиссии государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг и т.д.

Минфину России подведомственны Федеральная налоговая служба (см. раздел 8.4), Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство.

В области управления финансами и кредитом важная роль принадлежит Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР России). Согласно Положению о ней, утвержденному Правительством РФ 30 июня 2004 г., Служба осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской, аудиторской деятельности), подчиняясь Правительству РФ.

В пределах своей компетенции ФСФР России принимает нормативные правовые акты, утверждающие стандарты эмиссии ценных бумаг, порядок государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, отчетов об итогах выпуска этих бумаг. Она утверждает единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами, требования к порядку ведения реестра владельцев именных ценных бумаг.

Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).

В содержание ее деятельности входит осуществление контроля за порядком проведения операций с денежными средствами, совершаемых участниками рынка ценных бумаг, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; проведение проверок акционерных инвестиционных фондов, субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию, профессиональному пенсионному страхованию и др.

Контроль и надзор осуществляется Службой в процессе регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг, правил негосударственных пенсионных фондов, документов профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также при осуществлении лицензирования профессиональной деятельности объектов ее контроля и надзора.

Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) осуществляет функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В своей деятельности она руководствуется Федеральным законом от 7 августа 2001 г. “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем”. По вопросам своей компетенции она координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти, взаимодействуя с ними. Она взаимодействует с Банком России, с компетентными органами иностранных государств, с органами государственной власти, организациями, должностными лицами и гражданами иностранных государств как в РФ, так и за ее пределами.

На нее возложены разработка и проведение мероприятий по предупреждению нарушений законодательства РФ в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Она представляет РФ в международных организациях по вопросам своей сферы деятельности и участвует в их работе; участвует в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества по вопросам установленной сферы деятельности и т.д.

Анализ Положения о ней, утвержденного Правительством РФ 23 июня 2004 г., позволяет с большой долей уверенности отнести ее к разновидностям правоохранительных органов.

Федеральное казначейство (Казначейство России) имеет правовой статус федеральной службы. Положение о нем утверждено Правительством РФ 1 декабря 2004 г. Согласно данному Положению оно осуществляет правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Казначейство России открывает в Банке России и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств, устанавливает режимы счетов федерального бюджета, лицевые счета распорядителей и получателей средств федерального бюджета. На него возложено ведение учета операций по кассовому исполнению федерального бюджета, сводного реестра распорядителей и получателей средств федерального бюджета.

В пределах своей компетенции Казначейство России осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы РФ и т.д.

Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета распорядителями и получателями средств федерального бюджета; организует проведение необходимых экспертиз по вопросам своей компетенции, контроль за поступлением и использованием внебюджетных федеральных средств, работу своих территориальных органов по контролю за соблюдением действующего законодательства в части исполнения федерального бюджета, финансового исполнения федеральных внебюджетных фондов, поступления и использования федеральных средств.

Казначейство и его территориальные органы проводят проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет и иных документов, связанных с зачислением, перечислением и использованием средств федерального бюджета; получают от финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий, учреждений и организаций, использующих средства федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов. По результатам проверок они требуют от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов государственного управления, предприятий, учреждений, организаций устранения выявленных нарушений порядка исполнения федерального бюджета и контролируют их устранение. Они вправе приостанавливать операции по счетам предприятий, учреждений и организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), использующих средства федерального бюджета, государственных (федеральных) внебюджетных фондов и внебюджетные (федеральные) средства, в случаях непредставления (или отказа предъявить) органам казначейства и их должностным лицам бухгалтерских и финансовых документов, связанных с использованием указанных средств; выдавать обязательные для исполнения предписания о взыскании с объектов контроля в бесспорном порядке средств, выделенных из федерального бюджета, используемых не по целевому назначению, и т.д.

Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор) осуществляет функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела). В соответствии с Положением о ней, утвержденным Правительством РФ 30 июня 2004 г, она осуществляет контроль и надзор за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства; выполнением юридическими и физическими лицами требований страхового законодательства; предоставлением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензий, сведений о прекращении их деятельности или ликвидации.

В пределах своей компетенции она осуществляет контрольно-надзорные полномочия за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности, выдачей им банковских гарантий; соблюдением страховыми организациями требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

На нее возложено принятие решений о выдаче или отказе в выдаче, аннулировании, ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензий субъектами страховой деятельности; ведение Единого государственного реестра субъектов и объединений субъектов страхового дела.

Счетная палата Российской Федерации, согласно Закону о ней от 11 января 1995 г., является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Ее основными задачами являются: организация и осуществление контроля за своевременным использованием доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета; контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Банке России, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ и др.

В процессе реализации своих задач Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности; обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Эта деятельность предусматривает организацию и проведение контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году; контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга РФ и т.д.

По итогам проведения контрольных проверок и ревизии она направляет органам государственной власти, руководителям проверяемых объектов представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства и бесхозяйственности. Если на проверяемых объектах будут выявлены нарушения в хозяйственной, финансовой, коммерческой и другой деятельности, наносящие ущерб государству, Счетная палата вправе давать обязательные для исполнения предписания администрации проверяемых объектов. В случае неоднократного неисполнения или ненадлежащем исполнении ее предписаний она может по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по счетам проверяемых объектов.

В системе органов финансового контроля важное место занимает Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), которая осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере. Она также осуществляет функции органа валютного контроля. Положение о ней утверждено Правительством РФ 15 июня 2004 г. В пределах своей компетенции Служба осуществляет контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета; соблюдением требований бюджетного законодательства РФ получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, ссуд, инвестиций; исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

На нее возложено осуществление контроля и надзора за соблюдением валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования валютного контроля, за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений.

Для реализации контрольных и надзорных функций Росфиннадзор наделен правом проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, организациях-получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, ссуд, инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей.

Служба осуществляет также встречные проверки, т.е. проводит в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средств, материальные ценности и документы, сличение записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации.

По итогам проверок она вправе направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления либо обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений и осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения выявленных нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере. В случае обнаружения правонарушений Служба вправе возбуждать дела об административных правонарушениях, рассматривать их и налагать в пределах своей компетенции административные наказания.

Получает развитие независимый вневедомственный финансовый контроль, осуществляемый на основе Федерального закона от 7 августа 2001 г. “Об аудиторской деятельности”.

Аудиторская деятельность (аудит) – предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств организаций и индивидуальных предпринимателей. Она осуществляется наряду с государственным финансовым контролем. Цель аудиторских проверок – установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствия совершаемых финансовых и хозяйственных операций действующим нормативным актам.

Аудиторские проверки могут быть обязательными, то есть проводиться по поручению полномочного государственного органа. Так, поручение о проведении проверки может быть дано аудитору (аудиторской фирме) органом дознания, следователем при наличии санкции прокурора, прокурором, судом и арбитражным судом. Аудиторские проверки могут проводиться и по инициативе субъекта, подлежащего проверке. Проверки оплачиваются за счет проверяемого субъекта.

Ответственность за отдельные виды правонарушений в области финансовой деятельности предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях (глава 15).



Индекс материала
Курс: Административно-правовое регулирование в сфере экономики, в социально-культурной и административно-политической сферах
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Необходимость и характер государственного управления
Государственное регулирование как функция управления
Понятие и цели административно-правовой организации управления
Правовые основы организации управления
Межотраслевые и отраслевые начала в управлении
Антимонопольное регулирование
Организационно-правовая система управления промышленностью и энергетикой
Органы государственного управления промышленностью и энергетикой
Предприятия и объединения в промышленности и энергетике
Организационно-правовая система государственного управления сельским хозяйством
Органы государственного управления сельским хозяйством
Предприятия и организации в сельском хозяйстве
Организационно-правовая система государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
Органы государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
Организационно-правовая система государственного управления транспортом
Органы государственного управления транспортно-дорожным комплексом
Организационно-правовая система государственного управления связью
Органы государственного управления связью
Организационно-правовая система государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
Органы государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
Организационно-правовая система государственного управления финансами и кредитом
Органы государственного управления финансами
Организация банковского дела
Организация налогового дела
Организационно-правовые основы государственного управления в области внешнеэкономических связей
Органы государственного управления в области внешнеэкономических связей
Организация таможенного дела
Основы организации управления образованием и наукой
Органы государственного управления образованием и наукой
Образовательные учреждения. Научные учреждения и сообщества
Основы организации управления здравоохранением и социальным развитием
Органы государственного управления здравоохранением и социальным развитием
Учреждения здравоохранения
Основы организации управления культурой
Органы государственного управления культурой
Основы организации управления обороной
Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
Военная служба
Основы организации управления безопасностью
Государственная граница и ее охрана
Правовые режимы чрезвычайного и военного положения
Государственный пожарный надзор
Основы организации управления внутренними делами
Милиция
Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
Паспортная система
Основы организации управления иностранными делами
Органы Министерства иностранных дел Российской Федерации за рубежом
Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
Основы организации управления юстицией
Организация нотариальной службы и адвокатуры
Приложение 1 Обязанности и права милиции
Все страницы