Курс: Административно-правовое регулирование в сфере экономики, в социально-культурной и административно-политической сферах - Образовательные учреждения. Научные учреждения и сообщества

 

Образовательные учреждения. Научные учреждения и сообщества

Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одно или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

В настоящее время образовательная деятельность осуществляется учреждениями, которые в зависимости от форм собственности подразделяются на государственные, муниципальные и частные, то есть негосударственные, но не относящиеся к муниципальным. Среди государственных различаются федеральные и субъектов Российской Федерации. В системе образования возможно как бесплатное, так и платное образование.

Образовательный процесс осуществляется в учреждениях нескольких типов: дошкольных; общеобразовательных (начального общего, общего основного, среднего (полного) общего образования); начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования; послевузовского профессионального образования; специальных (коррекционных) для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии; дополнительного образования взрослых и детей; для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и др.

Типам образовательных учреждений соответствуют их определенные виды.

Видами образовательных учреждений являются:

-    общеобразовательные – начальные, основные, средние школы, в том числе с углубленным изучением предметов, лицеи, гимназии;

-    начального профессионального образования – профессиональные училища; профессиональные лицеи – центры непрерывного профессионального образования; учебно-курсовые комбинаты (пункты); учебно-производственные центры, технические школы, вечерние (сменные) и другие образовательные учреждения данного уровня;

-    среднего специального образования – техникумы (училища, школы); колледжи; техникумы-предприятия (учреждения);

-    высшего профессионального образования – университеты, академии, институты.

Различия между видами учебных заведений данного типа определены в типовых положениях о соответствующих образовательных учреждениях. Вид образовательного учреждения данного типа устанавливается при его аккредитации. Так, например, академия – это высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников высшей квалификации для определенных областей научной и научно-педагогической деятельности; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования.

Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" предусмотрены три ступени высшего профессионального образования – квалификации (степени) бакалавр, дипломированный специалист, магистр. Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют соответственно не менее чем четыре, пять и шесть лет.

Учредителем (учредителями) государственного образовательного учреждения являются органы государственной власти РФ и ее субъектов, в том числе и государственные органы управления образованием: Министерство образования и науки РФ, государственные органы управления субъектов РФ.

Учредителем (учредителями) муниципального образовательного учреждения являются органы местного самоуправления.

Учредителями образовательных учреждений могут быть также российские и иностранные организации, объединения, фонды, зарегистрированные общественные и религиозные организации (объединения), граждане РФ и иностранные граждане.

Деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений и разрабатываемыми на их основе уставами.

Государственный статус образовательного учреждения устанавливается при его аккредитации.

Структура и требования к содержанию устава образовательного учреждения определены Федеральным законодательством об образовании. Устав образовательного учреждения в части, не урегулированной федеральным законодательством, разрабатывается и принимается им самостоятельно.

Основы организации управления образовательным учреждением определены Федеральным законом “Об образовании”, а высшим учебным заведением, кроме того, – Федеральным законом “О высшем и послевузовском образовании” (ст. 12). Дополнительно управление видами и конкретными образовательными учреждениями регулируется Типовыми положениями и их уставами.

В соответствии с Законом “Об образовании” управление государственным, муниципальным образовательным учреждением осуществляется на принципе единоначалия и самоуправления, формами которого являются выборный представительный орган – совет образовательного учреждения, попечительский совет, педагогический совет и др. Порядок выборов этих органов определяется уставом образовательного учреждения.

Непосредственное управление указанным образовательным учреждением осуществляет прошедший аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель. Он может быть: нанят советом по контракту; избран коллективом образовательного учреждения; избран коллективом образовательного учреждения с предварительным согласованием кандидатуры (кандидатур) с учредителем; избран коллективом образовательного учреждения с последующим утверждением учредителем; назначен учредителем с предоставлением совету образовательного учреждения права вето; назначен учредителем; нанят учредителем по контракту.

Полномочия совета и руководителя образовательного учреждения разграничиваются в его уставе.

Управление государственным высшим учебным заведением более детально регламентируется Федеральным законом “О высшем и послевузовском образовании” и Типовым положением о таком учебном заведении.

Общее руководство высшим учебным заведением осуществляет ученый совет, возглавляемый ректором. Другие члены ученого совета избираются общим собранием тайным голосованием.

Непосредственное управление деятельностью государственного вуза осуществляет ректор, избираемый в соответствии с уставом вуза тайным голосованием на общем собрании на срок до пяти лет. В пределах своих полномочий ректор издает приказы и распоряжения, обязательные для всех работников и обучающихся в вузе. Исполнение части своих полномочий ректор может передавать проректорам и другим руководящим работникам вуза.

Факультет возглавляет декан факультета, избираемый ученым советом вуза из числа лиц, имеющих ученую степень или звание. Порядок избрания декана определяется уставом вуза.

Кафедру возглавляет заведующий. Положения о кафедре и других подразделениях разрабатывает и утверждает вуз в порядке, предусмотренном его уставом.

Среди вузов Российской Федерации особое место занимает Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Он является учебно-научным и учебно-методическим центром высшего образования страны. Он не имеет ведомственной подчиненности, организация управления им регламентируется уставом, учитывающим особый статус и структуру университета.

В соответствии с Федеральным законом “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” гражданам РФ гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного послевузовского профессионального образования в государственных, муниципальных вузах или научных организациях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Формами получения послевузовского профессионального образования являются аспирантура (для медицинских специальностей – ординатура, для военных – адъюнктура) и докторантура. В аспирантуру вузов или научных организаций, учреждений на конкурсной основе принимаются граждане, имеющие высшее профессиональное образование. Срок обучения в аспирантуре: по очной форме – не более трех лет, по заочной форме – не более четырех лет. В докторантуру вузов или научных организаций, учреждений принимаются граждане РФ, имеющие ученую степень кандидата наук. Срок пребывания в докторантуре не может превышать трех лет. Таким образом, лица, получающие послевузовское профессиональное образование, называются "аспирант" или "докторант"; также есть такое понятие, как соискатель – это лицо, имеющее высшее профессиональное образование, прикрепленное к организации или учреждению, которые имеют аспирантуру и (или) докторантуру, и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук без обучения в аспирантуре, либо лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени доктора наук.

В соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" научная организация – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, общественное объединение научных работников, осуществляющее в качестве основной научную или научно-техническую деятельность и подготовку научных работников. Выделяются следующие их виды: научно-исследовательские организации, научные организации учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические организации.

Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ организуют государственную аккредитацию научных организаций и выдают им свидетельства о ней. Органы государственной власти, учреждающие научные организации, утверждают их уставы и осуществляют контроль за эффективным использованием ими государственного имущества.

Центральное место в системе организации науки занимает Российская Академия наук (РАН). В соответствии с Указом Президента РФ от 21 ноября 1991 г. “Об организации Российской Академии наук” РАН – высшее научное учреждение России – представляет собой общероссийскую самоуправляющуюся организацию, действующую на основе законодательства России и собственного устава; объединяет действительных членов (академиков) и членов-корреспондентов академии, а также других научных сотрудников учреждений академии. В ее составе институты, лаборатории, предприятия и организации, обеспечивающие исследования по основным направлениям фундаментальной науки. Все имущество (здания, сооружения, приборы, техника и т.п.) передано в собственность РАН.

РАН действует на основе своего Устава, утвержденного общим собранием Академии 23 декабря 1992 г. Высшим органом РАН является общее собрание Академии, решающее все основные вопросы ее деятельности. В период между общими собраниями действует президиум РАН в составе президента и вице-президента Академии, главного ученого секретаря, академиков-секретарей отделений, избираемых отделениями и утверждаемых общим собранием.

Структура РАН: отделения, региональные отделения, региональные научные центры (филиалы Академии).

В стране действуют и отраслевые академии наук. Например, Российская Академия архитектуры и строительных наук, Академия медицинских наук и т.п. Действуют они в системе соответствующих министерств и иных федеральных органов исполнительной власти по принадлежности, тесно взаимодействуя с Российской Академией наук.

Отраслевая (ведомственная) наука развивается в рамках научно-исследовательских, опытно-конструкторских и т.п. учреждений, находящихся в системе соответствующих министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов РФ. Отраслевые научно-исследовательские институты проводят в основном исследования по прикладным направлениям науки под общим руководством тех органов исполнительной власти, в систему которых они входят. При этом широко используются государственные заказы на проведение исследовательских и опытно-конструкторских работ как на гocбюджетной, так и на хозрасчетной основе. Внедрение результатов исследовательских работ – одна из функций указанных ранее государственных органов.

В качестве примера ведомственных научных учреждений можно назвать Всероссийский научно-исследовательский институт глазных болезней Минздравсоцразвития России, Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России.

Вузовская наука. Основные задачи вузов в области научно-исследовательской деятельности: приоритетное развитие фундаментальных исследований; усиление влияния науки на решение образовательных и воспитательных задач; исследование и разработка теоретических и методологических основ формирования и развития высшего образования; эффективное использование научно-технического потенциала высшей школы для решения приоритетных задач обновления производства и проведения социально-экономических преобразований и т.д.

Исполнителями научной работы в вузе являются: профессорско-преподавательский состав в соответствии с индивидуальными планами в основное рабочее время; студенты в ходе выполнения курсовых и дипломных работ; докторанты, аспиранты, стажеры. При проведении вузовской научной работы обеспечивается взаимосвязь учебного и научного процессов.

Одной из форм организации науки являются Государственные научные центры РФ, образование которых предусмотрено Указом Президента РФ от 22 июня 1993 г.

Государственный научный центр (ГНЦ) – научное учреждение, создаваемое на базе действующих академических и ведомственных научно-исследовательских, научно-производственных учреждений и высших учебных заведений в целях создания благоприятных условий для сохранения в РФ ведущих научных школ мирового уровня, развития научного потенциала страны в области фундаментальных и прикладных исследований и подготовки высококвалифицированных научных кадров.

Вопросы организации и деятельности наукоградов РФ закреплены в Указе Президента РФ от 7 ноября 1997 г. “О мерах по развитию наукоградов как городов науки и высоких технологий”, а также в Федеральном законе от 7 апреля 1999 г. “О статусе наукограда Российской Федерации”.

Наукоград РФ – муниципальное образование с градообразующим научно-производственным комплексом, который представляет собой совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники.

Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Правительством РФ с установлением срока этого статуса.



Индекс материала
Курс: Административно-правовое регулирование в сфере экономики, в социально-культурной и административно-политической сферах
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Необходимость и характер государственного управления
Государственное регулирование как функция управления
Понятие и цели административно-правовой организации управления
Правовые основы организации управления
Межотраслевые и отраслевые начала в управлении
Антимонопольное регулирование
Организационно-правовая система управления промышленностью и энергетикой
Органы государственного управления промышленностью и энергетикой
Предприятия и объединения в промышленности и энергетике
Организационно-правовая система государственного управления сельским хозяйством
Органы государственного управления сельским хозяйством
Предприятия и организации в сельском хозяйстве
Организационно-правовая система государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
Органы государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
Организационно-правовая система государственного управления транспортом
Органы государственного управления транспортно-дорожным комплексом
Организационно-правовая система государственного управления связью
Органы государственного управления связью
Организационно-правовая система государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
Органы государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
Организационно-правовая система государственного управления финансами и кредитом
Органы государственного управления финансами
Организация банковского дела
Организация налогового дела
Организационно-правовые основы государственного управления в области внешнеэкономических связей
Органы государственного управления в области внешнеэкономических связей
Организация таможенного дела
Основы организации управления образованием и наукой
Органы государственного управления образованием и наукой
Образовательные учреждения. Научные учреждения и сообщества
Основы организации управления здравоохранением и социальным развитием
Органы государственного управления здравоохранением и социальным развитием
Учреждения здравоохранения
Основы организации управления культурой
Органы государственного управления культурой
Основы организации управления обороной
Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
Военная служба
Основы организации управления безопасностью
Государственная граница и ее охрана
Правовые режимы чрезвычайного и военного положения
Государственный пожарный надзор
Основы организации управления внутренними делами
Милиция
Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
Паспортная система
Основы организации управления иностранными делами
Органы Министерства иностранных дел Российской Федерации за рубежом
Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
Основы организации управления юстицией
Организация нотариальной службы и адвокатуры
Приложение 1 Обязанности и права милиции
Все страницы