Курс: Административно-правовое регулирование в сфере экономики, в социально-культурной и административно-политической сферах - Милиция

 

Милиция

Значительное место в системе управления внутренними делами занимает милиция. Правовые основы ее организации и деятельности установлены и закреплены в Законе РСФСР от 18 апреля 1991 г. “О милиции”, в Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, а также в других правовых актах.

Представляя собой составную часть системы органов внутренних дел, милиция призвана защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, обеспечивать охрану и защиту собственности, независимо от ее видов, общественного порядка, интересы общества и государства, предприятий, учреждений и организаций от преступных и иных противоправных посягательств.

Ее основными задачами являются: обеспечение безопасности личности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступ­лений; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; защита собственности; оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов.

В своей деятельности милиция подчиняется МВД России, а милиция общественной безопасности – также соответствующим органам исполнительной власти субъектов РФ. Руководство всей милицией РФ осуществляет Министр внутренних дел РФ.

Милиция подразделяется на криминальную и милицию общественной безопасности. Наряду с общими задачами, стоящими перед ней, каждому из видов милиции присущи свои специфические задачи.

На криминальную милицию возложено предупреждение, пресечение и раскрытие таких преступлений, по делам о которых необходимо обязательное производство предварительного следствия. Она организует и осуществляет розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия, суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, а также без вести пропавших и т.п. Она является органом дознания и в своей деятельности оказывает содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей.

Криминальная милиция подразделяется на федеральную, в субъектах РФ, на железнодорожном, воздушном транспорте и криминальную милицию в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах.

В структуру криминальной милиции, согласно постановлению Правительства РФ от 6 февраля 2003 г., входят подразделения: уголовного розыска; по борьбе с экономическими преступлениями; по борьбе с организованной преступностью, в том числе специальные отряды (отделы) быстрого реагирования; оперативно-поисковые подразделения; специальных технических мероприятий; собственной безопасности; отряды милиции специального назначения, а также Национальное центральное бюро Интерпола и его территориальные подразделения.

В целях сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов РФ с правоохранительными органами иностранных государств-членов Международной Организации уголовной полиции (Интерпола) создано специальное подразделение криминальной милиции – Национальное центральное бюро Интерпола (НЦБ Интерпола), Положение о котором было утверждено постановлением Правительства РФ от 14 октября 1996 г.

На милицию общественной безопасности возложено обеспечение личной безопасности граждан, охрана общественного порядка, охрана собственности, обеспечение общественной безопасности, профилактика и пресечение преступлений, а также административных правонарушений. Она осуществляет также раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия необязательно, и расследование преступлений в форме дознания. В пределах своей компетенции она оказывает помощь гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям.

В структуру милиции общественной безопасности, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 июля 2001 г., входят различные службы и подразделения: дежурные части; участковые уполномоченные милиции; Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД РФ; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых; специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке; приемники-распределители для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество; медицинские вытрезвители при органах внутренних дел; центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей; отряды милиции особого назначения; подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел; дознания; патрульно-постовой службы милиции; лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью; охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых; по делам несовершеннолетних и защите их прав; по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка; по исполнению административного законодательства; по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств.

Об обязанностях и правах милиции см. в Приложении № 1.



Индекс материала
Курс: Административно-правовое регулирование в сфере экономики, в социально-культурной и административно-политической сферах
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Необходимость и характер государственного управления
Государственное регулирование как функция управления
Понятие и цели административно-правовой организации управления
Правовые основы организации управления
Межотраслевые и отраслевые начала в управлении
Антимонопольное регулирование
Организационно-правовая система управления промышленностью и энергетикой
Органы государственного управления промышленностью и энергетикой
Предприятия и объединения в промышленности и энергетике
Организационно-правовая система государственного управления сельским хозяйством
Органы государственного управления сельским хозяйством
Предприятия и организации в сельском хозяйстве
Организационно-правовая система государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
Органы государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
Организационно-правовая система государственного управления транспортом
Органы государственного управления транспортно-дорожным комплексом
Организационно-правовая система государственного управления связью
Органы государственного управления связью
Организационно-правовая система государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
Органы государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
Организационно-правовая система государственного управления финансами и кредитом
Органы государственного управления финансами
Организация банковского дела
Организация налогового дела
Организационно-правовые основы государственного управления в области внешнеэкономических связей
Органы государственного управления в области внешнеэкономических связей
Организация таможенного дела
Основы организации управления образованием и наукой
Органы государственного управления образованием и наукой
Образовательные учреждения. Научные учреждения и сообщества
Основы организации управления здравоохранением и социальным развитием
Органы государственного управления здравоохранением и социальным развитием
Учреждения здравоохранения
Основы организации управления культурой
Органы государственного управления культурой
Основы организации управления обороной
Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
Военная служба
Основы организации управления безопасностью
Государственная граница и ее охрана
Правовые режимы чрезвычайного и военного положения
Государственный пожарный надзор
Основы организации управления внутренними делами
Милиция
Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
Паспортная система
Основы организации управления иностранными делами
Органы Министерства иностранных дел Российской Федерации за рубежом
Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
Основы организации управления юстицией
Организация нотариальной службы и адвокатуры
Приложение 1 Обязанности и права милиции
Все страницы