Курс: Административно-правовое регулирование в сфере экономики, в социально-культурной и административно-политической сферах - Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации

 

Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 59) защита Отечества является долгом и обязанностью граждан РФ, которые реализуются, как правило, через прохождение действительной военной службы в Вооруженных Силах РФ.

Гражданин РФ, состоящий на воинском учете и годный в той или иной степени к выполнению воинской обязанности, считается военнообязанным.

Воинская обязанность предусматривает:

-    воинский учет;

-    обязанность подготовки к военной службе;

-    призыв на военную службу и прохождение военной службы по призыву;

-    пребывание в запасе;

-    призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе;

-    в период мобилизации, в период военного положения и в военное время также предусматривается призыв на военную службу, прохождение военной службы и военное обучение.

Организация комплектования Вооруженных Сил определяется двумя основными законами: “О воинской обязанности и военной службе” и “Об обороне”. Установлено, что все мужчины – граждане Российской Федерации – обязаны проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе” закреплена смешанная система комплектования Вооруженных Сил, сочетающая службу на основе призыва граждан на военную службу и службу в добровольном порядке (по контракту). На сегодняшний день Вооруженные Силы комплектуются в основном за счет призыва граждан на военную службу. Служба по контракту по ряду причин, прежде всего экономических, еще не получила должного развития.

На действительную военную службу призываются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете и не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу, – эти лица и называются призывниками.

Для проведения организованного призыва в районах и городах образуются призывные комиссии, на которые возлагается организация медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву, и принятие в отношении каждого из них индивидуального решения.

Такими решениями могут быть:

а) о призыве гражданина на военную службу;

б) о направлении на альтернативную гражданскую службу;

в) о предоставлении отсрочки от призыва;

г) об освобождении от призыва на военную службу;

д) о зачислении в запас;

е) об освобождении от исполнения воинской обязанности.

От призыва на военную службу освобождается гражданин:

1) признанный негодным или ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья;

2) проходящий или прошедший военную или альтернативную службу;

3) прошедший военную службу в другом государстве;

4) имеющий ученую степень кандидата наук или доктора наук;

5) в случае гибели (смерти) отца, матери, родного брата, родной сестры в связи с исполнением ими обязанностей военной службы.

Не подлежат призыву на военную службу граждане:

1) отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;

2) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;

3) в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие, либо уголовное дело в отношении которых передано в суд.

Отсрочка от призыва предоставляется гражданину:

1) признанному временно негодным к военной службе по состоянию здоровья (на срок до 1 года);

2) занятому уходом за членом семьи, нуждающимся в посторонней помощи, или являющимся инвалидом 1 или 2 группы, или лицом пожилого возраста, или несовершеннолетним (выделенное – только до 1 января 2008 г.), если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать данного гражданина;

3) являющемуся опекуном или попечителем несовершеннолетних родного брата или родной сестры – с 1 января 2008 г.;

4) имеющему ребенка, воспитываемого без матери;

5) имеющему двух и более детей;

6) имеющему ребенка (с 1 января 2008 г. – только ребенка-инвалида) в возрасте до трех лет;

7) мать (отец) которого, кроме него, имеет двух и более детей в возрасте до 8 лет или инвалида и воспитывает их без мужа (жены) – только до 1 января 2008 г.;

8) поступившему на работу по специальности по окончании ВУЗа в государственные организации, перечень которых утвержден Правительством РФ – только до 1 января 2008 г.;

9) поступившему на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы непосредственно по окончании высших учебных заведений данных органов и учреждений – на время службы в этих органах и учреждениях;

10) имеющему жену (с 1 января 2008 г. – ребенка и жену), срок беременности которой составляет не менее 26 недель;

11) избранному депутатом Государственной Думы, депутатом законодательного органа власти субъекта РФ, депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования – на срок данных полномочий;

12) зарегистрированному в качестве кандидата на выборную должность или на членство в органах государственной власти или органах местного самоуправления – на срок до дня опубликования результатов выборов;

13) обучающемуся по очной форме обучения в государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях основного общего и среднего общего образования – на время обучения, но до достижения возраста 20 лет; начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования – на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения образовательных программ, в целом не более двух раз. В случае повторного поступления в образовательное учреждение, однократного перевода или однократного использования академического отпуска право на отсрочку сохраняется, в случае исключения из образовательного учреждения за нарушение правил внутреннего распорядка – не сохраняется;

14) получающему послевузовское образование по очной форме обучения в государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию негосударственных образовательных и научных учреждениях;

15) работающему на постоянной основе педагогом в государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию сельских образовательных учреждениях или врачом в сельской местности – на время этой работы;

16) которому это право дано на основании Указов Президента РФ.

Контрактная система комплектования Вооруженных Сил предполагает добровольное заключение письменного контракта о прохождении военной службы между гражданином (иностранным гражданином) и Минобороны России или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. Предварительно гражданин (иностранный гражданин) подлежит медицинскому освидетельствованию. Он должен соответствовать также требованиям, установленным в законе: по общеобразовательному цензу; по уровню профессиональной подготовки; по морально-психологическим качествам; по выполнению нормативов физической подготовки. Только при соответствии предъявляемым требованиям и состояния здоровья гражданин (иностранный гражданин) может заключить контракт о прохождении военной службы.

Женщины в возрасте от 20 до 40 лет, имеющие медицинскую подготовку или прошедшие специальную военную подготовку, могут проходить военную службу в добровольном порядке, на основе заключения контракта, при наличии вакантных воинских должностей, подлежащих замещению военнослужащими женского пола.

Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2006 г. установлен особый, упрощенный (внеконкурсный) порядок поступления военнослужащих, проходящих службу по контракту (за исключением офицеров) и отслуживших не менее трех лет, в гражданские образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования и на подготовительные отделения данных образовательных учреждений.

Контракт вправе заключать: военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт о прохождении военной службы; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, прослужившие не менее 6 месяцев; граждане, пребывающие в запасе; иностранные граждане, законно находящиеся на территории РФ и др.

Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать граждане в возрасте от 18 до 40 лет, иностранные граждане в возрасте от 18 до 30 лет.

В ряде установленных законом случаев гражданин имеет право на прохождение альтернативной гражданской службы взамен военной. Фундаментальной в этом плане является норма части 3 ст. 59 Конституции РФ, которая устанавливает, что гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Таким законом является Федеральный закон от 25 июля 2002 г. “Об альтернативной гражданской службе”. В соответствии с этим законом принимаются иные нормативные правовые акты, в том числе подзаконные и региональные, которые в совокупности и составляют правовую основу альтернативной гражданской службы. Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную службу взамен военной службы по призыву, регулируется Трудовым кодексом РФ.

Согласно названному Федеральному закону, гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если: несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; или он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами. Срок альтернативной службы превышает в 1,75 раза (в случае прохождения альтернативной службы в организациях Вооруженных Сил РФ, других воинских формированиях – в 1,5 раза) установленный срок военной службы по призыву, подлежит поэтапному сокращению с 42 месяцев до 21 месяца (в организациях Вооруженных Сил РФ, других воинских формированиях – с 36 месяцев до 18 месяцев) к 1 января 2008 г. в соответствии с планом сокращения срока военной службы по призыву.

Перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящих альтернативную службу, организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной службы, а также порядок прохождения альтернативной гражданской службы определяются постановлением Правительства РФ от 28 мая 2004 г.

Специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по организации альтернативной гражданской службы определены Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство обороны РФ, Федеральная служба по труду и занятости.



Индекс материала
Курс: Административно-правовое регулирование в сфере экономики, в социально-культурной и административно-политической сферах
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Необходимость и характер государственного управления
Государственное регулирование как функция управления
Понятие и цели административно-правовой организации управления
Правовые основы организации управления
Межотраслевые и отраслевые начала в управлении
Антимонопольное регулирование
Организационно-правовая система управления промышленностью и энергетикой
Органы государственного управления промышленностью и энергетикой
Предприятия и объединения в промышленности и энергетике
Организационно-правовая система государственного управления сельским хозяйством
Органы государственного управления сельским хозяйством
Предприятия и организации в сельском хозяйстве
Организационно-правовая система государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
Органы государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
Организационно-правовая система государственного управления транспортом
Органы государственного управления транспортно-дорожным комплексом
Организационно-правовая система государственного управления связью
Органы государственного управления связью
Организационно-правовая система государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
Органы государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
Организационно-правовая система государственного управления финансами и кредитом
Органы государственного управления финансами
Организация банковского дела
Организация налогового дела
Организационно-правовые основы государственного управления в области внешнеэкономических связей
Органы государственного управления в области внешнеэкономических связей
Организация таможенного дела
Основы организации управления образованием и наукой
Органы государственного управления образованием и наукой
Образовательные учреждения. Научные учреждения и сообщества
Основы организации управления здравоохранением и социальным развитием
Органы государственного управления здравоохранением и социальным развитием
Учреждения здравоохранения
Основы организации управления культурой
Органы государственного управления культурой
Основы организации управления обороной
Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
Военная служба
Основы организации управления безопасностью
Государственная граница и ее охрана
Правовые режимы чрезвычайного и военного положения
Государственный пожарный надзор
Основы организации управления внутренними делами
Милиция
Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
Паспортная система
Основы организации управления иностранными делами
Органы Министерства иностранных дел Российской Федерации за рубежом
Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
Основы организации управления юстицией
Организация нотариальной службы и адвокатуры
Приложение 1 Обязанности и права милиции
Все страницы