Курс: Административно-правовое регулирование в сфере экономики, в социально-культурной и административно-политической сферах - Государственное регулирование как функция управления

 

Государственное регулирование как функция управления

Государственное регулирование может пониматься в широком и узком смысле.

Государственное регулирование в широком смысле слова выражается в установлении государством общих правил поведения (деятельности) участников общественных отношений и их корректировке в зависимости от меняющихся условий. Его субъектами являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти. Известным образом на поведение участников урегулированных отношений влияют и субъекты судебной власти. Традиционными правовыми формами государственного регулирования являются законы и подзаконные акты, а также судебные акты.

Государственное регулирование в узком смысле слова – одна из функций государственного управления, направленная на создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, предпринимательства без вмешательства государственных органов в их производственную и хозяйственно-финансовую деятельность, за исключением специально предусмотренных законом случаев. Сейчас данная функция является приоритетной в управлении не только экономикой, но и социально-культурной сферой.

Механизм государственного регулирования – совокупность государственных функций и средств правового воздействия государства на рыночные процессы.

Содержание и механизм осуществления государственного регулирования включает:

а) нормативное регулирование путем установления общих правил;

б) его оперативную корректировку в соответствии с реальными задачами, которые надлежит решать управлению;

в) контроль за исполнением правовых норм, регулирующих те или иные отношения;

г) государственную защиту прав и интересов участников общественных отношений, урегулированных соответствующими правилами;

д) координацию и общее направление их деятельности;

е) содействие ее успешному осуществлению;

ж) определение приоритетов в структурной политике;

з) государственные контракты (договоры);

и) государственные программы;

к) государственную регистрацию;

л) лицензирование и др.

Традиционными инструментами государственного регулирования являются налоги, стандарты, лицензии, государственные заказы, таможенные тарифы и пошлины. Они облекаются в те или иные правовые формы. В современных условиях своеобразным выражением государственного регулирования являются приватизация, применение процедур несостоятельности (банкротства) предприятий и т.д.

Планирование – определение достижения конкретных результатов деятельности в тот или иной период, путей и средств их достижения.

Прогнозирование – научное обоснование перспектив, выработка стратегии управления и предвидении его результатов.

Программирование – определение целей деятельности, а также экономических, организационно-правовых условий и средств их достижения.

Координация – обеспечение согласованной работы различных органов государственного управления, подведомственных им объектов  с целью наиболее эффективного выполнения их общих или взаимосвязанных задач.

Важная роль отводится государственным программам: федеральным, региональным, межрегиональным, отраслевым, межотраслевым. Современные программы принципиально отличаются от государственных планов советского периода. Государственные программы – это политико-правовые акты, служебные документы, воплощающие концепции социально-экономического развития, в соответствии с которыми должна осуществляться деятельность субъектов, причастных к их разработке и реализации. Концептуальные основы программ сочетаются с их технико-экономическим обоснованием и ориентацией на конечные результаты. В соответствии с программами формируется организационно-правовой механизм их реализации, однако юридическая ответственность за их невыполнение не устанавливается.

Программы определяют не только содержание деятельности органов государственного управления, но и планирование их реализации – этапы, сроки, предполагаемые результаты. Главной целью реализации экономической политики Правительства РФ является последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, сохранение и приумножение культурных ценностей России, восстановление политической и экономической роли страны в мировом сообществе.

Государственные заказы в современных условиях – важный инструмент государственного регулирования, не противоречащий рыночным отношениям. Более того, субъекты рынка часто ориентируются на государственные заказы. Государство должно учитывать их при определении объема гарантированного спроса на ту или иную продукцию. В отличие от госзаказов советских времен, имевших обязательный, директивный характер, нынешняя система госзаказов более гибкая.

Принципы, порядок формирования, размещения и исполнения заказов на покупку и поставку товаров, работ и услуг для государственных нужд регулируются рядом федеральных законов: "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", "О государственном материальном резерве", "О государственном оборонном заказе" и др.

Заказы формируются, размещаются и исполняются на договорной (контрактной) основе на предприятиях, учреждениях и в организациях независимо от форм собственности. Государственные заказчики утверждаются Правительством РФ и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ. Государственные заказчики организуют работу по выполнению целевых программ и обеспечению поставки (закупки) продукции для государственных нужд. Финансовые ресурсы, главным образом из бюджета, выделяются государственному заказчику для финансирования выполнения заказов. Заказы, как правило, размещаются путем открытых или закрытых торгов, конкурсов, аукционов.

Государственная регистрация бывает двух видов: а) уведомительная или заявительная; б) регистрация, выступающая в качестве юридического факта, с которым законодатель связывает легитимность функционирования той или иной организации; возникновение, изменение или прекращение правоотношений; признание прав и выполнение обязанностей; удостоверение предусмотренных правовым актом фактических обстоятельств.

Регистрация, влекущая юридические последствия, применяется во многих случаях и сферах деятельности. Порядок ее осуществления зависит от цели и объекта регистрации и определяется многими правовыми актами. Например, предусмотрена регистрация актов гражданского состояния; граждан по месту пребывания и месту жительства; безработных; беженцев и вынужденных переселенцев; оружия; транспортных средств; нормативных актов министерств и ведомств и др. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним регламентирована одноименным законом от 21 июня 1997 г. Государственная регистрация юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица определяется в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 8 августа 2001 г. “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. “Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц” и другими актами.

Лицензирование регламентируется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. “О лицензировании отдельных видов деятельности”. Лицензирование – это выдача уполномоченным государственным органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю разрешения (права) на осуществление определенного вида деятельности, требующего особого профессионализма, при обязательном соблюдении установленных требований и условий.

Стандартизация – установление уполномоченным государственным органом требований, норм, нормативов применительно к какой-либо продукции или услугам. В соответствии с Федеральным законом “О техническом регулировании” предполагается постепенная замена и вытеснение госстандартов принимаемыми техническими регламентами.

Сертификация – проверка уполномоченным государственным органом соответствия продукции или услуг предъявляемым к ним требованиям, нормам, стандартам.

Государственное регулирование направлено на создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, предпринимательства. Оно не предполагает вмешательство государственных органов в их производственную и хозяйственно-финансовую деятельность, кроме случаев, когда его возможность прямо предусмотрена правовыми актами. Такое регулирование заключается преимущественно в установлении и корректировке общего правового режима их деятельности, охватывает прежде всего экономические и социально-культурные процессы в целом.

Государственное регулирование экономики – это обеспечение разумного сочетания в механизме регулирующего и властного по своей изначальной природе воздействия на регулируемые объекты и их поведение; соотношения методов прямого и косвенного характера.

Административная реформа – комплекс мероприятий государственной власти по совершенствованию организации исполнительного аппарата государства, государственной администрации, ее функций, форм и методов деятельности. Целью реформы является создание системы эффективного исполнения государственных функций, обеспечивающей высокие темпы экономического роста и общественного развития.

Главными целями административной реформы в России являются: оптимизация и упорядочение функций федеральных органов исполнительной власти; изменение системы, структуры и режима функционирования органов исполнительной власти; простота и эффективность работы государственных органов; совершенствование отношений между ними и хозяйствующими субъектами; демократизация управления, его открытость, доступность для граждан.

Указом Президента РФ от 23 июля 2003 г. “О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах” определены следующие приоритетные направления административной реформы:

-     ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;

-     исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти;

-     развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики;

-     организационное разделение функций, касающихся нормативно-правового регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам. С этой целью утверждена трехзвенная структура федеральных органов исполнительной власти – федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства, построенная на разграничении указанных функций и полномочий;

-     завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, оптимизация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Однако в процессе реализации административной реформы идеальной структуры и четкого разделения функций так и не удалось достичь. Новое построение структуры федеральных органов исполнительной власти не решило проблем развития и эффективной работы этих органов. Поэтому совершенствование системы необходимо продолжить. Распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. одобрена Концепция административной реформы в РФ в 2006-2008 годах.



Индекс материала
Курс: Административно-правовое регулирование в сфере экономики, в социально-культурной и административно-политической сферах
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Необходимость и характер государственного управления
Государственное регулирование как функция управления
Понятие и цели административно-правовой организации управления
Правовые основы организации управления
Межотраслевые и отраслевые начала в управлении
Антимонопольное регулирование
Организационно-правовая система управления промышленностью и энергетикой
Органы государственного управления промышленностью и энергетикой
Предприятия и объединения в промышленности и энергетике
Организационно-правовая система государственного управления сельским хозяйством
Органы государственного управления сельским хозяйством
Предприятия и организации в сельском хозяйстве
Организационно-правовая система государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
Органы государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
Организационно-правовая система государственного управления транспортом
Органы государственного управления транспортно-дорожным комплексом
Организационно-правовая система государственного управления связью
Органы государственного управления связью
Организационно-правовая система государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
Органы государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
Организационно-правовая система государственного управления финансами и кредитом
Органы государственного управления финансами
Организация банковского дела
Организация налогового дела
Организационно-правовые основы государственного управления в области внешнеэкономических связей
Органы государственного управления в области внешнеэкономических связей
Организация таможенного дела
Основы организации управления образованием и наукой
Органы государственного управления образованием и наукой
Образовательные учреждения. Научные учреждения и сообщества
Основы организации управления здравоохранением и социальным развитием
Органы государственного управления здравоохранением и социальным развитием
Учреждения здравоохранения
Основы организации управления культурой
Органы государственного управления культурой
Основы организации управления обороной
Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
Военная служба
Основы организации управления безопасностью
Государственная граница и ее охрана
Правовые режимы чрезвычайного и военного положения
Государственный пожарный надзор
Основы организации управления внутренними делами
Милиция
Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
Паспортная система
Основы организации управления иностранными делами
Органы Министерства иностранных дел Российской Федерации за рубежом
Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
Основы организации управления юстицией
Организация нотариальной службы и адвокатуры
Приложение 1 Обязанности и права милиции
Все страницы