Курс: Административно-правовое регулирование в сфере экономики, в социально-культурной и административно-политической сферах - Государственная граница и ее охрана

 

Государственная граница и ее охрана

Основным законодательным актом, непосредственно закрепляющим и регулирующим вопросы охраны границы, ее режима, пограничного режима и т.д., является Закон РФ от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской Федерации". Данный Закон определяет Государственную границу Российской Федерации как линию и проходящую по этой линии вертикальную поверхность, определяющие пределы государственной территории  (суши, воды, недр и воздушного пространства) РФ. Государственной границей РФ на море является линия внешней границы территориального моря РФ.

К территориальным морям РФ относятся прибрежные морские воды шириной в 12 морских миль. Они отсчитываются от линии наибольшего отлива как на материке, так и вокруг островов, принадлежащих РФ.

Таким образом, граница РФ представляет собой пространственный предел,  в рамках которого определяется ее государственный суверенитет.

Охрана Государственной границы является одной из важнейших функций государства по обеспечению безопасности РФ, составной частью ее защиты; и осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу. Она осуществляется пограничными органами и пограничными войсками Федеральной службы безопасности в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами РФ в воздушном пространстве и подводной среде, а также другими силами (органами) обеспечения безопасности РФ.

Охрана Государственной границы включает в себя осуществление политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранительных, санитарно-эпидемиологических, экологических, военных, технических, санитарных и других мер. Перечисленные меры рассматриваются как пограничные меры, которые входят в систему мер безопасности, осуществляемые в рамках единой государственной политики обеспечения безопасности РФ.

Охрана Государственной границы предполагает функционирование соответствующих правовых режимов. Законом закрепляются следующие режимы:

а) режим государственной границы;

б) пограничный режим;

в) режим в пунктах пропуска через государственную границу.

Режим Государственной границы – совокупность правил, устанавливающих порядок ее содержания, пересечения гражданами и транспортными средствами; перемещения через границу товаров и животных; ведения на ней хозяйственной, промысловой и иной деятельности; разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением названных правил.

Пограничный режим – совокупность правил въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной полосе; осуществление в ее пределах хозяйственной, промысловой и иной деятельности; проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пределах 5-километровой полосы местности вдоль Государственной границы (пограничной полосы) и т.п.

В соответствии с требованиями режима государственной границы ее пересечение осуществляется через пункты пропуска, под которыми понимается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского, речного порта, аэродрома, открытого для международных сообщений, а также иное, специально оборудованное место, где осуществляется пограничный, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, товаров и животных.

Режим в пунктах пропуска через государственную границу – совокупность правил въезда в названные пункты, пребывания и выезда из них лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза товаров и животных. Этот режим необходим для осуществления пограничного, таможенного, ветеринарного и других видов контроля. Порядок организации, функционирования данных пунктов закреплен в Положении о пунктах пропуска через Государственную границу РФ, утвержденном Правительством РФ 19 января 1998 г.

Охрана Государственной границы РФ на суше, море, реках, озерах и других водоемах осуществляется ФСБ России, в структуре которой создана Пограничная служба. Она непосредственно управляет пограничными войсками и органами ФСБ России, осуществляющими защиту и охрану Государственной границы РФ. Охрану воздушного пространства осуществляют Войска противовоздушной обороны; участки границы в подводной среде – Военно-Морской Флот. Пограничные органы и пограничные войска призваны обеспечивать всеми имеющимися у них средствами недопущение противоправного изменения прохождения границы на местности; отражать вооруженные вторжения на территорию РФ; проводить оперативно-розыскную, контрразведывательную, разведывательную деятельность. На них возложен контроль за соблюдением правил режима государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через государственную границу.



Индекс материала
Курс: Административно-правовое регулирование в сфере экономики, в социально-культурной и административно-политической сферах
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Необходимость и характер государственного управления
Государственное регулирование как функция управления
Понятие и цели административно-правовой организации управления
Правовые основы организации управления
Межотраслевые и отраслевые начала в управлении
Антимонопольное регулирование
Организационно-правовая система управления промышленностью и энергетикой
Органы государственного управления промышленностью и энергетикой
Предприятия и объединения в промышленности и энергетике
Организационно-правовая система государственного управления сельским хозяйством
Органы государственного управления сельским хозяйством
Предприятия и организации в сельском хозяйстве
Организационно-правовая система государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
Органы государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
Организационно-правовая система государственного управления транспортом
Органы государственного управления транспортно-дорожным комплексом
Организационно-правовая система государственного управления связью
Органы государственного управления связью
Организационно-правовая система государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
Органы государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
Организационно-правовая система государственного управления финансами и кредитом
Органы государственного управления финансами
Организация банковского дела
Организация налогового дела
Организационно-правовые основы государственного управления в области внешнеэкономических связей
Органы государственного управления в области внешнеэкономических связей
Организация таможенного дела
Основы организации управления образованием и наукой
Органы государственного управления образованием и наукой
Образовательные учреждения. Научные учреждения и сообщества
Основы организации управления здравоохранением и социальным развитием
Органы государственного управления здравоохранением и социальным развитием
Учреждения здравоохранения
Основы организации управления культурой
Органы государственного управления культурой
Основы организации управления обороной
Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
Военная служба
Основы организации управления безопасностью
Государственная граница и ее охрана
Правовые режимы чрезвычайного и военного положения
Государственный пожарный надзор
Основы организации управления внутренними делами
Милиция
Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
Паспортная система
Основы организации управления иностранными делами
Органы Министерства иностранных дел Российской Федерации за рубежом
Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
Основы организации управления юстицией
Организация нотариальной службы и адвокатуры
Приложение 1 Обязанности и права милиции
Все страницы